Революция или эволюция?
Новинка удалась?
Обновление столь известной серии, как Shimano Twin Power всегда значимое событие для рыболовов, и вызывает много споров и домыслов в профильной среде. По какой-то причине они обычно крайне полярны, от бежать скупать 15-е до выбрасывать их же, и набирать 20-е. Есть мнение что в эти крайности впадать не надо. И для ясности я постараюсь сравнить две этих модели «Твинов» в самом популярном размере 4000, естественно, PG.
В совсем мелочи, типа расположение винтов, пластиковых накладок и декоративных выступов, я вдаваться не буду, ибо эти несомненно важные моменты, не являются определяющими. Рассмотрим наиболее важные и вызывающие споры моменты:
• шестерни главной передачи,
• материал корпуса/ротора,
• вес.
Twin power 2015 года был несомненно удачной моделью, продуманной и сбалансированной. На фоне предыдущего 2011 он смотрелся ощутимо выгоднее, не говоря уж о 2007. Не даром катушка просуществовала 5 лет, а не положенные в Shimano 3.
Гнется ли ротор?
Итак. Ротор 15-го «Твина» пластиковый, механизм закрытия дужки размещен с одной стороны, собственно там, где ролик лесоукладывателя. Для балансировки этой конструкции и придания ей жесткости, ротор выполнен массивным. У 20-го, ротор металлический и толкатель с пружиной, возвращающие на место дужку лесоукладывателя, разнесены по противоположным сторонам. Благодаря этому ротор получился жестким, компактным и малоинерционным, а всю округлость ему придают декоративные пластиковые накладки. Вообще у Shimano металлическим ротором до этого могла похвастаться только одна модель – Stella.
Стопор обратного хода в 15м выполнен в виде роликового подшипника в пластиковом корпусе, прикрепленного к корпусу катушки 3 винтами, стандартное решение у Shimano для среднего класса. К слову, подобное решение было и у знаменитого Twin Power PG 2002г, который многие почитают за эталон и по сей день. У 20го роликовый подшипник собран в стакане, являющимся одной деталью с корпусом катушки. Подобные решения встречались ранее, например, у Twin Power MG, SW (только у последних обгонка несколько массивнее, соответствуя классу). Технически этот вариант более стабилен и надежен, хотя и на тормоз 15-го нареканий не было. Но все же при прочих равных тормоз и вышеупомянутый ротор у модели 2020 года совершеннее.
Механизм катушки 15 года собран в металлическом корпусе, и закрыт металлической крышкой. Это надежно, стабильно и бескомпромиссно. Для катушки, механизм которой подвергается постоянным нагрузкам, тем более. У 2020 половина корпуса пластик, а вторая половина, с лапкой-металл. Это компромисс между металлическим ротором и корпусом, баланс для катушки верхнего ценового сегмента среднего класса. Для вечно сомневающихся, корпус вышеупомянутого знаменитого «2002 PG» был сделан по тому же принципу. Однако же он стал легендой, и многие им ловят до сих пор.
Что же "под капотом"?
Ну и самое главное, без чего все вышеперечисленное, не имеет смысла. Шестеренки. В 2015 году было найдено удачное решение, и ГП того «Твина» получилась как надо. Крупнозубая, большого диаметра (32.5 мм), массивная ведущая шестерня была удачно вписана в компактный корпус. Естественно, она холоднокованная - знаменитые шестерни Shimano: Cold forging, сейчас они называются Hagane gear. Ведомая как водится-бронзовая, согласно концепции X-ship опирающаяся на 2 шарикоподшипника. Надежно и бескомпромиссно.
К примеру, ведущая Stradic 15 и Stradic SW в 4000 размере диаметром всего 29мм, и значительно меньше по высоте. Передача «Твина» полностью соответствовала назначению катушки и элементам ее конструкции. И ничего удивительного, что в 2020 году ее основные параметры не стали менять. В Twin Power 2020 стоит ГП, аналогичная 2015. Я ставил ведущую от «20» в «15», и все работало, правда я не закрывал крышку. Только в верхней части у «20» есть несколько круговых проточек, являющихся дополнительными ребрами жесткости и уменьшением веса. Так что тут паритет-удачную ГП не стали менять (уменьшать, облегчать).
Коснемся некоторых вторичных элементов конструкции. Кулачковые валы в обоих случая алюминиевые, с защитным покрытием. В старом варианте- зелёным, в новом, как на Stella, золотистым. Есть мнение, что с новым, как и со старым, проблем не будет, тем более что 18 «Стэллы» уже не первый год в ходу. Паразитные шестерни «15» металлические, набраны аж из 3 шестеренок. Металлические паразитки - это больше элемент имиджа, чем целесообразности. Они не испытывают нагрузки и в металлическом варианте только более шумны и тяжелы. Например, в больших серфовых катушках, которые заточены под веса за 200г, все паразитки как правило, пластиковые. У «20» весь комплект паразиток из черного пластика, малошумный, с микромодулем.
Подведем итог
В 2020 году Shimano не стала изобретать велосипед (хотя он у них неплохо выходит), не пошла на поводу у маркетологов (которые у конкурентов изменения формы корпуса выдают за революцию) и выпустила катушку, учитывающую достоинства предыдущей модели с некоторыми изменениями, в основном направленными на облегчение. Почему так? Потому что новейшие, современные серийные удилища значительно облегчились, без потери мощности. И им нужна в пару мощная, надежная и легкая катушка. Катушка не заоблачной стоимости, а та которую можно купить и ловить, ловить и ловить. И ничего не развалится. Twin Power 2020 - это разумная эволюция серии, с учетом достоинств и недостатков. Как и должно быть у ведущего производителя. Если у вас есть катушка 2015 года-ловите, и получайте удовольствие. Если вы стоите в муках выбора-смело берите 2020.
Автор: Кутищев Иван.